Федеральный закон от 31.07.2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» предусматривает существенные изменения в контрольно-надзорной деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим ВАРМСУ на регулярной основе оказывает органам местного самоуправления методическую поддержку в части реализации реформы муниципального контроля.
Согласно закону, органами местного самоуправления будет осуществляться 7 видов муниципального контроля:
- муниципальный земельный контроль;
- муниципальный лесной контроль;
- муниципальный жилищный контроль;
- муниципальный контроль в сфере благоустройства;
- муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления выстраивает систему методической поддержки муниципалитетов.
Так, 5 февраля 2021 года ВАРМСУ организовала проведение вебинара на тему «Новые подходы при осуществлении муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Более подробная информация о мероприятии, включая его видеозапись, размещена на сайте ВАРМСУ: https://www.varmsu.ru/novosti/varmsu-organizovala-i-provela-vebinar-novye-podkhody-pri-osushchestvlenii-munitsipalnogo-kontrolya-v/.
В августе 2021 года разработаны типовые положения о видах муниципального контроля, типовые формы документов, применяемые при осуществлении муниципального контроля, а также рекомендации по применению системы оценки и управления рисками при осуществлении муниципального контроля.
При применении типовых документов следует учитывать, что муниципальный контроль должен осуществляться с учетом специфики конкретного региона и муниципального образования. В том числе нужно принимать во внимание особенности вступления в силу положений о видах контроля, применение или отказ от применения системы управления рисками, системы досудебного обжалования, перечень применяемых контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий. Кроме того, подготовка муниципальных правовых актов в рамках применения управления рисками в конкретном регионе и муниципальном образовании связана с учетом специфики рисков данной местности.
В мессенджере Telegram функционируют канал «Муниципальный контроль» и 9 чатов по различным видам муниципального контроля, а также деятельности административной комиссии. Подписчиками telegram-канала являются уже около 2,5 тысяч человек. На указанных ресурсах периодически размещаются разъяснения экспертов, методические материалы, а также имеется возможность для обмена опытом и лучшими муниципальными и региональными практиками реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
Telegram-канал и чаты доступны по ссылкам:
Telegram-канал «Муниципальный контроль»: https://t.me/munkontrol
Общий чат инспекторов: https://t.me/joinchat/6P6e5CNJKYliOTNi
Земельный контроль: https://t.me/joinchat/Z9kQcIlFK5RlM2U6
Лесной контроль: https://t.me/joinchat/3kSYKnYNp-s5MDMy
Жилищный контроль: https://t.me/joinchat/mrY2-Vq-T4Q0MDEy
Автодорожный контроль: https://t.me/joinchat/FfPFVqrphvllZDMy
Контроль благоустройства: https://t.me/joinchat/YwmvsUQH1lg2ZWJi
Контроль в сфере теплоснабжения: https://t.me/joinchat/-vZ45FpDheg1MWNi
Природоохранные территории: https://t.me/joinchat/OicBH5LEJjxjN2Ni
Административная комиссия: https://t.me/joinchat/If7MF5qwAEVlNzJi
ВАРМСУ на регулярной основе отвечает на обращения Советов муниципальных образований субъектов РФ, в распоряжении Ассоциации есть разъяснения федеральных органов государственной власти по отдельным вопросам муниципального контроля.
Например, в январе-феврале 2021 года в ВАРМСУ поступили обращения от Советов муниципальных образований Ульяновской и Кемеровской областей, органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований, представителей экспертного сообщества об исключении муниципального контроля в сфере недропользования (пункт 5 статьи 5 Закона РФ «О недрах»). Вопрос обсуждался 26 февраля 2021 года на заседании профильной комиссии ВАРМСУ по развитию законодательства в области местного самоуправления (Более подробная информация о мероприятии, включая его видеозапись, размещена на сайте ВАРМСУ https://www.varmsu.ru/novosti/komissiya-varmsu-po-razvitiyu-zakonodatelstva-v-oblasti-mestnogo-samoupravleniya-obobshchila-ekspert/); анализировался экспертной рабочей группы юристов СМО. Отдельно прорабатывался с Минюстом России, Минприроды России, Минэкономразвития России. Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» пункт 5 статьи 5 Закона «О недрах» исключен.
Видеозапись вебинара от 05.02.2021 о новеллах законодательства в сфере муниципального контроля https://www.varmsu.ru/novosti/varmsu-organizovala-i-provela-vebinar-novye-podkhody-pri-osushchestvlenii-munitsipalnogo-kontrolya-v/
Видеозапись заседания профильной комиссии ВАРМСУ от 26.02.2021 https://www.varmsu.ru/novosti/komissiya-varmsu-po-razvitiyu-zakonodatelstva-v-oblasti-mestnogo-samoupravleniya-obobshchila-ekspert/
Проект положения о муниципальном жилищном контроле с пояснительной запиской.
Проект положения о муниципальном земельном контроле с пояснительной запиской.
Проект положения о муниципальном контроле в области ООПТ с пояснительной запиской.
Проект положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства с рисками с пояснительной запиской.
Проект положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте.
Проект положения о муниципальном лесном контроле с пояснительной запиской.
Пример типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований в жилищной сфере.
Чек-лист по подготовке положения о виде муниципального контроля.