Реформирование в России муниципальной власти и введение одноуровневой системы местного самоуправления – своевременная и крайне важная инициатива, продиктованная самой жизнью и принимающаяся исключительно в интересах граждан.
С такой позицией выступил заместитель председателя Высшего Совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко в рамках круглого стола, посвященного обсуждению проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Мероприятие состоялось 20 января на площадке Совета Федерации в рамках экспертного марафона ВАРМСУ.
Вячеслав Тимченко отметил, что любой законопроект, находящийся на стадии обсуждения, имеет как положительные, так и отрицательные моменты, и именно поэтому становятся важными подобные мероприятия, которые позволяют внести необходимые корректировки при подготовке проекта ко второму чтению в парламенте страны. Он рассказал, что ознакомился с анализом проекта, подготовленным Комитетом Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, и с письменным мнением известных экспертов по МСУ.
«В этом законопроекте есть некоторые недостатки. Но есть и достаточно большое количество достоинств. А главное, он исходит из практики, сложившейся на местах. Данная инициатива – ожидаемая и своевременная. Нужно рассматривать её как документ не для чиновников, а для людей. В первую очередь, именно в интересах граждан формируется законодательство и принимаются решения на всех уровнях. Предлагаемая одноуровневая модель местного самоуправления – решение, которое продиктовано самой жизнью», - подчеркнул сенатор.
Также Вячеслав Тимченко прокомментировал циркулирующую в среде экспертов и СМИ информацию о якобы сокращении в результате реформы более 200 тысяч чиновников. По его словам, эти домыслы не имеют под собой никаких оснований.
«В России на сегодняшний день 293 тысячи муниципальных служащих. В рамках законопроекта работающие в муниципальных и городских округах сохранятся в полном объеме. В сельских поселениях по статистике работает от силы 3-5 чиновников. Однако предполагаемое вливание таких поселений в указанные выше структуры тоже не ликвидирует рабочие места, ведь административные полномочия всё равно надо кому-то исполнять. Более того, при реорганизации люди, служившие в администрации сельского поселения, могут быть рассредоточены по территории вновь обращаемого муниципального образования. Как показывает практика, к этому приводит любая подобная оптимизация», - сообщил эксперт.
Согласно статистике, более 30% муниципальных служащих в России достигли возраста старше 55 лет (из них 8% – старше 60 лет), они не уходят на заслуженную пенсию, потому что их на местах просят остаться в должности, т.к. заменить некем. Это вызвано несколькими причинами, главная из которых – низкий уровень заработной платы, особенно – в сельских поселениях. Вячеслав Тимченко особо отметил, что предлагаемая законопроектом оптимизация структуры МСУ не должна привести к уменьшению финансового обеспечения и наполнения муниципальных бюджетов. По мнению эксперта, это должно стать задачей не только региональной, но и федеральной власти, в том числе Министерства финансов РФ.
«Ранее часть полномочий уже забирали с муниципального или регионального уровня, забрав параллельно и финансовое обеспечение этих полномочий. Хотя изначально деньги планировалось направить на решение вопросов местного значения. Прошу коллег обратить на это внимание и не допускать в дальнейшем таких перекосов», - заявил сенатор.
Вопросы, касающиеся деятельности муниципальных образований, сейчас размещены в 176 федеральных и отраслевых законах. При принятии поправок к этим законам либо издании новых на муниципалитеты постоянно наваливаются различные уточнения. По мнению Вячеслава Тимченко, давно пора ввести норму, как, например, для Бюджетного кодекса РФ, согласно которой любые касающиеся МСУ вопросы должны приниматься только через базовый закон, и главенство закона о МСУ (будь то ФЗ №131 или некий новый закон) должно быть определяющим.
«Не может отраслевой закон диктовать условия для полномочий местному самоуправлению. Тем более, надзорные органы при осуществлении деятельности руководствуются своими приоритетами, и сегодня могут пользоваться то отраслевыми законами, то законами об МСУ, что вносит путаницу. Двойственности не должно быть», - подчеркнул Вячеслав Тимченко.
В ходе выступления он также развеял опасения экспертов о том, что сокращение на поселенческом уровне депутатского корпуса приведёт к потере связи с населением.
«Депутаты сельских поселений не обладают реальными властными полномочиями, потому что бюджета этих поселений хватает только на зарплату муниципальных служащих и коммунальные услуги. Если же мы сделаем акцент на присутствии в каждом населенном пункте представителя территориального управления или администрации, которые смогут непосредственно решать вопросы в интересах жителей, эффективность и результативность деятельности органов МСУ только повысится», - прокомментировал зампредседателя Высшего Совета ВАРМСУ.
Другое опасение – формирование представительных органов на уровне городских или муниципальных округов может привести к тому, что власть в них захватят либо бизнесмены, которые будут диктовать администрации свои условия, либо преступные группировки. По мнению эксперта, на это действительно стоит обратить серьезное внимание, но не в рамках законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
«В этой связи стоит подкорректировать с точки зрения ответственности Административный кодекс, избирательное законодательство и законодательство о коррупционной составляющей. Чтобы те, кто лоббирует свои интересы в противовес желаний жителей, никак не могли попасть в представительные органы власти», - рассудил эксперт.
В заключение Вячеслав Тимченко отметил, что дискуссия в рамках круглого стола даст новый толчок для доработки инициативы, и выразил надежду, что ко многим позитивным моментам, уже включенным в законопроект, добавятся обоснованные поправки, которые сделают его эффективнее.